С разрешения моей хорошей знакомой, музыковеда и просто приятной женщины по имени Юлия, копирую некоторые её материалы с другого форума.
Был задан вопрос (на мой взгляд весьма глупо сформулированный) -
Итак я хочу понять эволюцию музыки от самого рождения до сегодня.
Это значит. Какой был, тривиально опять же выражаясь - первый так называемый стиль, пусть например (я не знаю) это будут церковные пения - какая от него идёт цепочка дальше?
Иными словами - составьте мне "генеалогическое древо" музыки в целом
...
Подробно, но меня интересуют глобальные масштабы от рождения первого звука до наших дней.
На сей вопрос последовал ответ:
Попробую максимально кратко сформулировать ответ.
Еще в древние века музыка служила людям и в религии, и для отдыха. Т.е. уже тогда подразделялась на религиозную и светскую. Разумеется, это были разные по стилистике песни и наигрыши. К великому нашему сожалению, та музыка не сохранилась, т.к. еще не умели ее записывать. Известны лишь музыкальные инструменты, которые были найдены при раскопках.
Приблизительно в первых двух-трех веках нашей эры сформировались те самые церковные (христианские) песнопения, которые и легли в основу того, что потом стали называть хоралами. Грегорианский хорал получил свое название по имени папы, который их систематизировал и канонизировал. Это было еще одноголосие.
Двухголосие начало формироваться только к началу эпохи Возрождения. Сначала это было параллельное движение голосов. Об этом мы уже можем судить однозначно, т.к. в одиннадцатом веке Гвидо д'Ареццо изобрел способы нотации. Причем два! Благодаря этому, мы уже можем спеть, услышать, увидеть в нотах, короче, узнать как выглядели те самые песнопения.
Поскольку, параллельно с пением развивались еще и музыкальные инструменты, то постепенно появилось и чисто инструментальное музицирование. Первые крестовые походы принесли в Европу лютню. Это уже была революция. Лютня дала толчок к развитию многих струнных музыкальных инструментов. На ее основе сформировалась гитара, правда это произошло к веку 13-14.
К 16 веку уже стали появляться ансамбли из музыкальных инструментов разных типов, которые (ансамбли) стали прообразом оркестра.
Эпоха Возрождения подарила музыкальному искусству не только ансамбли, которые постепенно выросли до оркестров, но и большое количество жанров, положивших начало расцвету полифонического искусства. Строгая полифония старинных мастеров, от 15 до 17 века включительно, развиваясь, привела к появлению гигантской фигуры И.С. Баха. Об этом я уже рассказывала. Это эпоха Барокко.
Сыновья Баха были уже, в основном, не полифонистами. Их интересы вели к персонификации одной мелодии, к ее главенству, тогда как у полифонистов все мелодии равноправны.
Новый стиль получил название гомофонно-гармонического. На его основе и сформировался классицизм.
О дальнейшем продвижении стилей я уже писала. Только все стили ты тогда свалил в кучу, обозвав их одним понятием "академическая" музыка. А там все о-о-о-очень не просто. И та самая академическая музыка продолжает развиваться и дальше.
То, что ты предположил в качестве ее продолжения, на самом деле существует рядом с академической музыкой.
И это уже отдельный вопрос.
Насколько можно понять, там уже идет разговор не первый день. Я постараюсь вынуть оттуда максимально все интересное.