Карло Джезуальдо (или Джезуальдо да Веноза) (Carlo Gesualdo or Gesualdo da Venosa) (08.03.1566 - 08.09.1613) - князь Венозы, итальянский композитор и лютнист переходного периода между Возрождением и Барокко. Он известен своими чрезвычайно выразительными мадригалами в хроматическом стиле, а также тем, что совершил одно из самых громких убийств на почве ревности.

Джезуальдо был членом старинного аристократического рода. Скорее всего, он родился в Венозе, которая тогда была частью Неаполитанского королевства, но мало что известно о его ранней жизни. Даже дата его рождения - 1560, 1561 или 1566 - только недавно была уточнена благодаря обнаруженным письмам его матери. Обучаться музыке он начал с самого раннего возраста, проявив целеустремлённую преданность, и мало интересовался чем-либо ещё. В круг его учителей, коллег и друзей (в его "академию") входили Помпонио Ненна, Жан де Мак, Сципионе Дентице, Сципионе Стелла, Сципионе Лакорсия, Асканио Майон и другие, в основном неаполитанские музыканты.
На формирование стиля Джезуальдо оказал влияние феррарский придворный композитор Луццаско Луццаски. В дополнение к лютне, он также играл на клавесине и гитаре.

В 1586 Джезуальдо женился на своей двоюродной сестре Марии д’Авалос, дочери маркиза Пескара. Два года спустя она завела роман с Фабрицио Карафа, герцогом Андрии. В течение двух лет Джезуальдо ничего не знал об этой любовной связи (хотя об этом знали даже за границей).
16 октября 1590 он неожиданно возвращается с охоты во дворец в Неаполе и застаёт любовников в постели. Он убил их обоих и выбросил изуродованные тела перед дворцом. Будучи дворянином он не мог быть арестован, тем не менее ему пришлось уехать в свой замок в Джезуальдо, спасаясь от возможной мести родственников жены и её любовника. Это убийство получило широкую огласку, обрастая слухами и вымыслами, в том числе и в стихах поэтов, таких как знаменитый Торквато Тассо и многих других, которые приписывали ему и убийство его второго сына-младенца и отца жены.

В 1594 Джезуальдо женился на Леоноре д'Эсте, племяннице герцога Альфонсо II из Феррары и в этом же году переехал в Феррару ко двору герцога. Феррара была одним из центров прогрессивной музыкальной деятельности Италии, Джезуальдо был заинтересован во встрече с Луццаско Луццаски, одним из перспективных композиторов в жанре мадригалов. Боле двух лет он участвовал в авангардной творческой жизни Феррары, в окружении лучших музыкантов Италии, одним из которых был юный Джироламо Фрескобальди, на которого очень большое влияние оказали мадригалы Джезуальдо. Здесь за два года он выпустил свои первые четыре книги мадригалов.
Кроме того, он работал с "Женским концертом", 3-мя виртуозными певицами, которые были одними из самых известных исполнителей в Италии. Для них он написал несколько произведений в новом монодийном стиле, к сожалению, большинство из них не сохранилось.

В 1597 Джезуальдо с женой возвратились в своё поместье в Джезуальдо. Вернувшись в свой замок, Джезуальдо пытался сделать из него подобие Феррары, с виртуозными музыкантами и композиторами. Он предложил некоторым известным музыкантам работать у него, он был очень богат и мог себе это позволить. Его замок стал музыкальным центром, но сам Джезуальдо редко покидал его, не радуясь ничему, кроме музыки. Самые известные его хроматические произведения были созданы в этот период самоизоляции и опубликованы в Неаполе в 1603 и в 1611.

  Новый брак Джезуальдо не был счастливым, в 1600 умер их сын, жена обвиняла его в жестоком обращении, пыталась развестись с ним и часто уезжала к брату в Модену (видимо, она была очень добродетельная дама, раз Джезуальдо не убил её). В конце жизни Джезуальдо страдал от депрессии и безумия, испытывая вину за случившееся убийство. Он избивал слуг и писал странные письма кардиналу, чтобы тот вернул останки его святого дяди, надеясь получить излечение от психических расстройств и, возможно, прощение за свои преступления. Карло Джезуальдо умер в одиночестве в своём замке 8 сентября 1613 и похоронен в часовне Святого Игнатия церкви Джезу Нуово в Неаполе. Церковь была разрушена во время землетресения в 1688 году и могила была утеряна, осталась только мемориальная доска.

Доказательства того, что Джезуальдо испытывал вину всю оставшуюся жизнь, отражены в его творчестве. Одна из самых очевидных особенностей текстов его мадригалов это экстремальные эмоции, выраженные в словах: "любовь", "боль", "смерть", "экстаз", "агония" и других подобных. И хотя эти слова и эмоции были распространены, но в музыке Джезуальдо они достигли крайнего развития. Тексты для мадригалов скорее всего он сочинял сам. Его музыка является одной из наиболее экспериментальных и выразительных и самой широко хроматической конца эпохи Возрождения, таких прогрессий и тональности не появлялось в музыке до 19-го века.

Опубликованная музыка Джезуальдо разделяется на три категории: духовная вокальная музыка, светская вокальная музыка, инструментальная музыка. Наиболее известные композиции его опубликованы в шести книгах мадригалов (между 1594 и 1611), а также его духовная музыка "Tenebrae Responsoria" (1611), которая очень похожа на мадригалы, только использует священные тексты. В дополнение к работам, которые он опубликовал, он оставил большое количество музыки в рукописях, эти документы содержит некоторые из его богатых экспериментов в хроматике, а также композиции в современной форме монодии. Некоторые из них были написаны в Ферраре для "Женского концерта".

Первые книги мадригалов Джезуальдо близки по стилю с работами других современников-мадригалистов. Эксперименты с гармонической прогрессией начались в пятой и шестой книгах, содержащих наиболее известные и яркие примеры (например, мадригалы "Moro, lasso, al mio duolo" и "Belta, poi che t'assenti", оба из шестой книги, опубликованной в 1611).

Стиль Джезуальдо характеризуется отдельными секциями, в которых сравнительно медленный темп чередуется с быстрыми диатоническими пассажами. Текст тесно связан с музыкой, с отдельными интонационно выделенными словами. Некоторые хроматические пассажи включают все 12 нот хроматической гаммы в пределах одной фразы, хотя и разделены по разным голосам.

Карло Джезуальдо не оказал существенного влияния на музыку своего времени, хотя такие композиторы, как Сиджизмондо д'Индия, Антонио Чифра, написали несколько произведений в подражание его стилю. И только в 20 веке его работы были заново оценены и стали предшественниками более поздних, выразительных и технически сложных музыкальных стилей.

Жизнь Джезуальдо стала вдохновением для многих художественных и музыкальных драм, в их числе роман Анатоля Франца, рассказ Хулио Кортасара, оперы Франца Гуммеля. Кроме того, в двадцатом веке композиторы откликнулись на его музыку: Альфред Шнитке написал оперу "Джезуальдо" в 1995, основываясь на событиях его жизни, Игорь Федорович Стравинский создал "Мадригальную симфонию" - "Монумент Джезуальдо ди Веноза" к 400-летию композитора. Есть и другие музыкальные, литературные и кинематографические материалы, посвященные жизни и творчеству Карло Джезуальдо.