Джон Доуленд (John Dowland) (1563 - февраль 1626) - английский композитор, певец, поэт, лютнист. Известен сейчас главным образом как создатель "меланхоличных песен", а также своей инструментальной музыкой, которая в изменённом виде была источником репертуара для классических гитаристов 20-го века.
Мало известно о ранних годах жизни Доуленда, но скорее всего он родился в Лондоне (как варианты предлагались также Вестминстер и окрестности Дублина). В 1580 Доуленд отправился в Париж, где служил сэру Генри Кобхаму, английскому послу при французском дворе, а затем его преемнику сэру Эдварду Стаффорду. В Париже он стал католиком. В 1588 году в Оксфордском университете Доуленд получил звание бакалавра музыки. В 1592 он сопровождает Королеву Елизвету I в её путешествии по европейским городам, в том числе в Венецию и Флоренцию. В 1594 Доуденд собирался занять должность лютниста при английском дворе, но попытка была неудачной, он утверждал, что причиной отказа была его католическая вера, которая не принималась в протестантской Англии, однако, в это время много известных музыкантов-католиков служили при дворе Елизаветы I (например, Уильям Бёрд).
С 1598 Доуленд работал у Короля Дании Кристиана IV, но его работы продолжали печататься в Англии. Королю Кристиану очень нравилась музыка и он платил Доуленду астрономическую сумму в 500 талеров в год, Доуленд был одним из самых высокооплачиваемых служащих датского королевства. Несмотря на это он не идеально относился к своим обязанностям, часто отлучался в Англию для издания своих произведений и к своей семье, которая всегда оставалась в Англии, был уволен в 1606 и вернулся в Англию. В начале 1612 он получил должность придворного лютниста при Короле Англии Якове I и служил ему до конца жизни. Джон Доуленд умер в Лондоне в 1626, известна лишь точная дата его захоронения - 20 февраля 1626. Его сын Роберт Доуленд, который так же стал музыкантом, занял должность придворного лютниста после смерти отца.
В 1597 Доуленд опубликовал свою "Первую книгу песен" в Лондоне. Это была одна из самых влиятельных и важных музыкальных публикаций в истории лютни. В этот сборник вошли как сольные произведения для лютни, так и различные комбинации лютни с другими инструментами и с голосом. В 1600, 1603 и 1604 выходят еще три сборника его песен. В 1609 выходит его перевод "Микрологуса" - средневекового трактата о григорианском хорале и музыке. Самая последняя и, возможно, лучшая работа Доуленда "Утешение пилигрима" была опубликована в 1612 и в основном это сборник контрапунктической музыки, чем сольные призведения для лютни.
В 20-м веке музыка Доуленда пережила своё воскрешение - как в связи с общим ростом интереса к музыкальной культуре барокко, так и благодаря расширению репертуара академической гитары за счёт лютневой музыки. Знаменитая вариация на тему Доуленда была сочинена Бенджамином Бриттеном для гитариста и лютниста Джулиана Брима. Песни Доуленда исполняли Элвис Костелло и Стинг.