Возрождение
1400—1600

Все композиторы
этой эпохи

Эпоха Возрождения несет в себе идею «возрождения» человека, истоки которой следует искать в эпоху античного Классицизма, когда человек был мерой всех вещей. И, пожалуй, не случайно, что одновременно с возрождением интереса к человеку были сделаны многие открытия, среди которых открытие Америки в 1492 году, первое кругосветное путешествие, зарождение естественных наук под влиянием таких личностей как Коперник, Галилей, Кеплер, изобретение печатного станка Гутенбергом приблизительно в 1455 году. Возрастает интерес к изучению природы и истории. Распространенные в бытовой среде языки проникают в литературу и искусство. Религиозные войны, реформаторская деятельность Лютера и собравшийся в ответ на реформационное движение Тридентский собор в 1545-1563 годах говорят о самоуверенности человека эпохи Возрождения.

Литография с изображением Христофора Колумба, заявляющего о своем праве на владение Новым Светом, 1893г.

Заседание Тридентского собора, с гравюры.

Подражание искусству Античности приводит к простоте в архитектуре и отказу от готических идеалов. В изобразительном искусстве внимание фокусируется на человеческой сущности, естественность идеализируется и становится самоцелью. Развивается Теория Перспективы. Скульпторы создают отдельно стоящие скульптуры. Музыкальный язык композиторов эпохи Возрождения также меняется. Простые мелодии, подчиненные ритму дыхания человека, становятся идеалом. Теперь композиторы создают музыку, которая бы имитировала природу, сопровождала текст в вокальной музыке, как бы поддерживая и отражая содержание.

Музыканты того времени много путешествовали, распространяя франко-готские стилевые черты бургундских композиторов, смешанные с английскими и итальянскими веяниями.

Среди произведений того времени преобладает полифоническая вокальная музыка. Инструментальная музыка делает лишь нерешительные попытки самостоятельного развития. Полифония по-прежнему понимается как сумма отдельных самостоятельных партий сочетающихся в непрерывной вокализации. Подвижная мелодия и непрерывная имитация, красочные терции и сексты и свободная от тональных тяготений гармония были звуковым идеалом эпохи Возрождения. Формируются аккорды, ставшие основой для использования генерал-баса в музыке эпохи Барокко.

Коллекция полифонических гимнов и магнификатов Костанцо Фесты, наиболее ранняя из подобных коллекций, сохранившихся с тех времен в архивах Ватикана.